Глава правозащитного центра «Весна» Алесь Беляцкий рассказал «Настоящему Времени» о репрессиях в стране и работе правозащитников в этих условиях.
—Если говорить о протесте с самого начала, сколько людей остаются в следственных изоляторах?
— Под административным арестом находятся несколько сотен человек. Понятно, что эта цифра все время меняется, потому что дают разные сроки — кому 5, кому 8, кому 15 суток. И эти несколько сотен человек сейчас находятся как в Минске, так и в других городах Беларуси. Идет очень сильный прессинг на местных активистов, на тех людей, которые участвовали в акциях, которых вычисляли по фотоснимкам и осудили за последние недели.
Также большое количество людей было выпущено с протоколами на руках, тоже сотни человек, которых будут еще судить. Поэтому и приемник-распределитель в Минске, и тюрьма в Жодино, где тоже содержат административно арестованных, переполнены. Я думаю, что эти места будут достаточно плотно набиты еще долго. Если не будет хватать мест, то, наверное, часть людей будут выпускать с протоколами на руках.
Вообще, количество людей, которые прошли через административные задержания или просто задержания, сейчас зашкаливает. Такого не было в истории Беларуси никогда. Перед днем выборов через задержания прошли примерно 1700 человек. После 9 августа — уже больше 12 тысяч. Но люди не сдаются, люди продолжают сопротивляться, и эта цифра не окончательная.
Это невероятный масштаб. В 2006 году или 2010-м у нас за год было до 3 тысяч людей, которые подвергались репрессиям. Сейчас пошли цифры совсем другого порядка. И что самое неприятное и самое опасное — пошли уголовные дела. Сейчас по политическим мотивам сидят в СИЗО или находятся под подпиской по уголовным делам примерно около 300 человек.
На прошлой неделе, к сожалению, и наша коллега из правозащитного центра «Весна» Мария Рабкова тоже была арестована, ее обвиняют в финансировании массовых беспорядков. Это полный абсурд. Она координатор волонтерской службы «Весны», мониторила ситуацию во время митингов, помогала людям, которые находятся в тюрьме, волонтеры формировали передачи, собирали информацию про задержанных. Это абсолютно чистая, правозащитная работа.
— Это разрозненные уголовные дела, или, по примеру России, когда есть одно большое дело и по нему десятки человек арестованы?
— Тут разные дела будут. Некоторые — групповые, некоторые — единицы. Но уже понятно, что это сотни отдельных дел. Кстати, в Молодечно одно такое уголовное дело уже началось на прошлой неделе, там судят двух человек, которых обвиняют в том, что они оказали сопротивление ОМОНу. В это время омоновец выхватил пистолет, реальный боевой пистолет. Случай произошел в июне, во время избирательной кампании. Сейчас время суда. Одного обвиняемого взяли под стражу прямо во время суда, второй пока находится на свободе.
Нас ждут в ближайшие месяцы десятки таких процессов, если все-таки власти не изменят свое отношение к акциям и к активистам, которые участвовали в этих акциях.
— Какая судьба у самого известного уголовного дела, касающегося Координационного совета оппозиции, по которому подозреваемой проходит Мария Колесникова?
— Сейчас из президиума Координационного совета на свободе в Минске находятся два человека: Сергей Дылевский, который отсидел почти месяц на сутках, он один из лидеров стачкома на своем заводе, и Светлана Алексиевич, которую пока побаиваются трогать.
Уголовное дело существует, по этому уголовному делу уже поехали в СИЗО Максим Знак, Мария Колесникова. Остальные пока что на свободе, но дело реально существует, поэтому будем смотреть, как оно будет развиваться. Кого-то вызывали на допросы. Я тоже являюсь членом Координационного совета, меня еще не трогали, но все может быть.
— Как работает правозащитный центр?
— Мы работаем в сложных условиях. На днях нам вручали премию «Орел» Яна Карского, это известный человек, который донес информацию о Холокосте во время войны в Англию, США. Он был в концлагере, там готовили евреев к расстрелу. Он отправлял на Запад эту информацию. Потом учредил премию. И сейчас этой премией поддержали морально правозащитный центр «Весна» и всех активистов, которые сопротивляются режиму в Беларуси.
Паводле артыкула “Свободные новости плюс”.